Татарча   Русский   English

Итоги отборочных туров конкурса «Идел йорт» имени Ш. Закирова



Республиканский центр развития традиционной культуры завершил проведение зональных отборочных туров Межрегионального конкурса театральных коллективов «Идел йорт» имени Ш. Закирова, который проходил в Республике Татарстан с 15 февраля по 22 апреля 2018 г.

Просмотр спектаклей, по сложившейся традиции, проходил в Набережно-Челнинском государственном татарском драматическом театре, Мензелинском государственном драматическом театре им. С. Амутбаева, Бугульминском государственном русском драматическом театре им. А. Баталова, Альметьевском татарском государственном драматическом театре, Буинском государственном драматическом театре, Атнинском татарском государственном театре им. Г. Тукая а также во Дворце культуры «Энергетик» г. Заинск, Алексеевском и Тюлячинском РДК.

Членами отборочной комиссии (жюри) было просмотрено 53 спектакля, поставленных по пьесам Т. Миннуллина (8 спектаклей), Д. Салихова (6 спектаклей), Р. Зиганшиной, М. Файзи, Ш. Хусаинова, Ф. Бурнаш, Х. Ибрагимова, Н. Наджми, Ш. Камала, Р. Хусаиновой (3 спектакля), Г. Камала, Н. Осипова, Ф. Булякова (3 спектакля), Ф. Садриева, Р. Сагди, И. Юзеева, А. Гилязова, Н. Гаетбая (4 спектакля), Аманнуллы, Р. Мингалима, М. Шахмалова, Р. Батуллы (2 спектакля), Р. Зайдулла, Г. Исхаки, Э. Ибрагимовой и др.

В пьесах, спектаклях были отражены темы любви и взаимоотношений между людьми, родственниками, любви к родной земле, деревне, сохранению татарского языка, молодости души, не смотря на возраст, ценности человеческой жизни, снижения духовного приоритета перед материальным достатком, о взаимоотношении отцов и детей.

Главная задача режиссеров состояла в том, чтобы через свою постановку донести идею автора до зрителя, используя свои индивидуальные творческие и профессиональные возможности, актерский состав.

В спектаклях было задействовано 520 самодеятельных артистов разной профессиональной деятельности.

Конкурс показал, что жители нашей республики очень любят театральное творчество, а режиссеры активно занимаются постановками спектаклей.

Впервые принял участие в этом году и чувашский театральный коллектив из Альметьевского района. Участниками конкурса стали также театральные коллективы Республики Башкортостан, Республики Марий Эл (впервые), Удмуртской Республики, г. Ульяновска.

Всем театральным коллективам от имени Республиканского оргкомитета были вручены Дипломы за участие во втором отборочном туре.

На зональных смотрах ход конкурса активно освещался в местных средствах массовой информации.

Для участия в работе отборочной комиссии (жюри), помимо представителей Республиканского центра развития традиционной культуры Министерства культуры Республики Татарстан (Г. Габдрахманова, Р. Миндубаева) приглашались артисты и режиссеры вышеуказанных государственных театров.

Выступление каждого спектакля анализировалось членами отборочной комиссии совместно с режиссерами-постановщиками, каждому режиссеру даны соответствующие рекомендации.

Согласно Положению о конкурсе (Приказ Министерства культуры Республики Татарстан № 208од от 21.03.18 г.), оценка выступлений членами отборочной комиссии (жюри) производилась по 5-ти бальной системе (0-5) по 6 позициям – режиссерская работа, воплощение актерами образов, сценография, сценические костюмы артистов, музыкальное оформление, световое и шумовое оформление. В итоге была определена самая высшая оценка – в 90 баллов (6 позиций х 5 баллов х 3 члена жюри = 90).

Места и оценки театральных постановок здесь

Третий отборочный тур пройдет в г. Казани в октябре 2018 г. Для участия в нем будут приглашены 18 коллективов, набравших самые высокие балловые оценки. Будут также приглашены ряд коллективов в качестве гостей конкурса, при согласии их руководителей (их выступления жюри оценивать не будет).

А в ноябре т.г. мы все узнаем имя обладателя звания «Гран-при 2018 г.» Межрегионального конкурса «Идел йорт» имени Ш. Закирова!

Рекомендации режиссерам:

1. При выборе пьесы правильно анализировать ее, точно определять тему, идею, конфликт и событийный ряд спектакля;

2. Обращаться при постановке спектаклей не только к пьесам классиков, но и к прозе, искать новые произведения современных драматургов;

3. При постановке спектаклей активнее использовать световые, цветовые и шумовые эффекты;

4. Эмоциональные, драматические сцены спектаклей усиливать музыкой, игрой актера;

5. При музыкальном оформлении спектаклей применять музыку , которая должна соответствовать содержанию спектакля и благоприятно влиять на общее впечатление спектакля;

6. Сценическая одежда артистов должна быть пошита для конкретного спектакля, ее сменяемость должна происходить в зависимости от эпизодов, эпохи показа событий, времени года, использование индивидуальной бытовой повседневной одежды исполнителей не желательно. Одежда того или иного актера не должна портить общий вид актерского ансамбля;

7. В сценах, происходящих в квартире, деревенском доме или на улице должна быть соответствующая обувь у артистов;

8. Определять эпизоды с разграничением временного, сезонного периода разворачивающихся событий на сцене;

9. Активние использовать театральный грим;

10. При работе с актерами требовать от них не только заучивание текста роли, но и умение донести его до зрителя, используя интонационную и эмоциональную передачу текста. Необходима индивидуальная работа с каждым актером над движениями на сцене, дикцией.

11. Правильно расставлять мизансцены, задействовать всю площадь сцены для успешной игры актеров;

12. Использовать только качественные фонограммы с мелодией и текстом, записанные в профессиональных студиях звукозаписи;

13. Режиссерам-постановщикам самим не исполнять роли в спектаклях, т.к. Ваша задача заключается в другом;

14. Правильно распределять роли между актерами, особенно при выборе актера на главную ведущую роль;

15. Сценография спектаклей должна раскрывать замысел режиссера, сценический инвентарь должен быть опрятен и эстетичен;

16. Театр должен иметь программку спектакля с описанием ролей и действующих исполнителей:

17. Не боятся уходить от сложившихся стереотипов при постановке тех или иных спектаклей, у каждого спектакля должно быть индивидуальное режиссерское решение, современный взгляд и новизна в постановке.

Республиканский центр развития традиционной культуры выражает благодарность руководителям органов культуры Исполкомов муниципальных образований, директорам театров, Дворцов и Домов культуры, режиссерам и самодеятельным артистам, принявшим участие в конкурсе «Идел йорт» им. Ш. Закирова.

Рейтинг выступлений театральных коллективов здесь